4 заметки с тегом

кино

Среда, Серебренников, хорошо

Ешьте клубнику и смотрите кино Серебренникова. Сейчас сезон и первого, и второго. Сегодня мы посмотрели из старенького «Ученика», а тем временем по всему городу развесили афиши с его новым фильмом «Лето». Настоящего лета в городе можно пока не ждать, но не то что бы мне от этого особенно грустно. Сегодня помимо хорошего кино мы видели оранжевый закат, меня в новостных роликах и как Точка украла пакет и понеслась с ним в зубах в ванную прятаться. Хороший день, в общем.

6 июня   кино   уют

Накануне Уотергейта: о чём новый фильм Стивена Спилберга

22 февраля на российские экраны вышла картина Стивена Спилберга «Секретное досье». Готова рассказать о том, что легло в основу сюжета, за что Мэрил Стрип могут вручить четвертый «Оскар», и как создавали антураж журзала 70-х годов прошлого века.

Стивен Спилберг для работы над этим фильмом приостановил съемку картины, начиненной спецэффектами «Первому игроку приготовиться», Мэрил Стрип лично познакомилась с окружением главной героини — Кэтрин Грэм, а реквизитор Диана Бёртон разыскала оригиналы документов того самого доклада Пентагона, о котором идет речь в фильме.

Во имя свободы слова

Фильм рассказывает историю противостояния газеты The Washington Post и Белого дома. Первая женщина-издатель Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип) и главный редактор Бен Брэдли (Том Хэнкс) ввязались в практически гонку вооружений, где выиграет тот, кто владеет достоверной информацией.

В 1971 году в руки репортера The New York Times попали документы, предназначенные для Министра обороны США Роберта МакНамары. Это досье (или «Документы Пентагона», как еще их принято называть) содержали всю правду о войне во Вьетнаме и всю ложь президентов Трумана, Эйзенхауэра, Кеннеди и Джонсона. Отчет в семь тысяч страниц доказывал факты нарушений международных соглашений, поддельных докладов в Конгрессе и расширение военных действий вместо их прекращения. Таймс начал публиковать эти материалы на первых страницах выпусков, а Белый дом — сильно переживать по этому поводу и грозить их засудить. Вашингтон пост, не желая оставаться в стороне, удаётся заполучить компрометирующую информацию, но цена публикации может оказаться слишком высокой. Тем более, положение газеты итак оставляет желать лучшего — издание нуждается в инвесторах и находится на грани банкротства, а стоящая во главе женщина оказывается не только единственной среди мужского коллектива, но и тем человеком, который должен принять ключевое решение.
Готов ли ты сесть в тюрьму, чтобы остановить войну? Этот вопрос звучит в кульминационный момент и, кажется, адресован не только к одному из героев картины. Режиссер фильма признался, что одной из главных тем в «Секретном досье» (официальное название картины «The Post») стала дилемма — должен ли человек предупредить нацию о смертельной опасности, несмотря на то, что лично для него это может закончиться далеко не лучшим образом? Героиня Стрип поступает предсказуемо, хоть и выглядит это очень волнительно. Когда в кадре (и центре внимания) оказывается женщина — это не может оставить равнодушным ни одного зрителя, верно?

История Кэтрин Грэм и Бена Брэдли

Газета The Washington Post была семейным бизнесом с 1933 года. В 1947 году ее возглавил супруг Кэй — Фил Грэм и превратил в одно из ключевых национальных изданий. После смерти мужа, Кэтрин пришлось занять его пост. Тогда, в 70-е годы прошлого века, женщины-репортеры не допускались в элитные клубы, где журналистам- мужчинам были рады всегда. Впрочем, для женщин был закрыт доступ не только в особые профессиональные круги. К счастью, запретить Кэй занять должность издателя газеты не мог никто, поэтому 46-летней (на тот момент) матери четырех детей пришлось учиться быть решительным и уверенным в себе боссом. В личных дневниках она писала, что страдала от неудержимого желания угодить, этот синдром настолько глубоко въелся в женщин ее поколения и бессознательно руководил поведением на протяжении многих лет.

Мечтала ли Кэтрин стать железной леди или не преследовала такой цели, но уверенность, статус среди мужского профессионального сообщества и авторитет она приобрела. Многие именно ее называют вдохновителем расследования Уотергейтского скандала. Наверное, это стало одной из причин для того, чтобы Стивен Спиберг сделал завершающим кадром «Секретного досье» первоначальный кадр картины «Вся президентская рать».

Мастерство Мэрил Стрип и Тома Хэнкса

При выборе актеров на главные роли Спилберг решил не мелочиться. Впрочем, в этом деле он скромничать не привык. Если с Хэнксом эти двое успели поработать не раз («Спасти рядового Райана», «Шпионский мост», «Терминал»), то с Мэрил им пришлось сотрудничать впервые. Будем надеяться, что это станет доброй традицией. Тем более, картина дважды номинирована на «Оскар», она претендует на звание лучшего фильма, а у Мэрил Стрип может пополниться коллекция еще одной статуэткой за лучшую женскую роль. Это 21 номинация актрисы на престижную премию и, возможно, четвёртый Оскар в карьере.

Для того, чтобы вжиться в роль Стрит изучала мемуары Кэтрин Гром. Легенда журналистики в 1998 году выпустила книгу «Личная история» и получила за неё Пулитцеровскую премию. Кроме того, Мэрил слушала записи голоса Кэй и познакомилась с её окружением. Ей удалось прожить эту роль.

«Мэрил была настроена полностью перевоплотиться в свою героиню. Она поговорила буквально со всеми, кто мог знать Кей в то время. Она много работала со Стивеном, консультировалась с Джошем и Лиз (речь о сценаристах фильма Джоше Синтезе и Элизабет Хане — Прим.ред.) и продолжала так до тех пор, пока Мэрил не исчезла — появилась сама Кэй Грэм. В тот день, когда мы изменили её причёску и нанесли макияж, она вышла к нам в деловом костюме, и мы все мы увидели Кэй Грэм. Это было какое-то наваждение. Она не играла, ей удалось вписать в себя дух Грэм», — рассказала продюсер фильма Кристи Макоско Кригер.

Но Том Хэнкс тоже не расслаблялся — он советовался с женой Бена Брэдли Салли Куинн. По ее словам, актер перенял все движения Бена, его выходки, мимику и даже научился выпячивать подбородок так, как этот делал главред газеты.

Януш Камински, Рик Картер и Джон Уильямс

Дуэт Стрип и Хэнкса можно принять за универсальную формулу, применив которую мы получим стопроцентно положительный результат, но свою лепту в этот фильм вложили и многие другие именитые профессионалы. Например, за картинку отвечал оператор Януш Камински. Он получил две статуэтки «Оскар» за работы над фильмами Спилберга «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана». «Секретное досье» снято на 35-миллиметровую пленку не столько для того, чтобы сделать фильм похожим на работу 70-х годов сколько для детализации каждого кадра. Янушу удалось сохранить акцент в кадрах, где Кэй была единственной женщиной среди мужчин (а таких было немало) при помощи света и тени — Мэрил Стрип всегда сияла, чего нельзя сказать об ее оппонентах.

Рик Картер — художник-постановщик и обладатель двух «Оскаров» создал декорации. Он готовился к работе над этим фильмом долгое время, изучая период журналистики, когда в распоряжении акул пера не было ни компьютеров, ни мобильников, а редакцию называли журзалом. Тогда в The Washington Post раздавался стук по клавишам печатных машинок разных мастей, курили сигареты и цепляли провод от телефона за папки, набитые бумагами. Вся съемочная группа признавалась, что декорации получились очень реалистичными.
«Я пригласил на площадку своего друга Ричарда Коэна, который по сей день работает в The Washington Post. Он прошелся по выстроенной нами редакции, огляделся, и на глазах у всех у него проступили слезы. Он сказал: “Это то самое место”», — говорит Стивен Спилберг.

Том Хэнкс оценил появление на съемочной площадке печатных машинок середины прошлого века. Как известно актер увлекается коллекционированием винтажных печатных машинок.

После художников-постановщиков, дизайнеров и операторов за работу принялся еще один мастер своего дела — композитор Джон Уильямс, который удостоен семи премий Bafta Awards, двадцати трех премий «Грэмми», четырех «Золотых глобусов» и пяти «Эмми», а его альбомы несколько раз были признаны золотыми и платиновыми. Сложно поверить, но этот фильм стал 29-м совместным проектом со Стивеном Спилбергом. За 45 лет сотрудничества с режиссером он написал музыку к лентам: «Список Шиндлера», «Мюнхен», «Парк Юрского периода», «Поймай меня, если сможешь», «Спасти рядового Райана» и другим. По словам режиссера, он привык к тому, что композитор проигрывает свои композиции под оркестр, солируя на фортепиано, но в этот раз сильно поджимало время и пришлось отказаться от прослушивания. Он не слышал ни единой ноты будущего саундтрека, но Джон его как обычно не подвел.

В «Секретном досье» много мужчин, одетых в полосатые рубашки, светильников с мягким светом (они попадаются в каждом кадре), а типография от чего-то напоминает оружейный завод (может быть, из-за воздействия материалов, которые там печатались?). Зрителю часто показывают то ровно три окна Белого дома, в которых маячит фигура взволнованного событиями Никсона, то те же три окна в кабинете у Кэтрин Грэм, словно олицетворение метания между «да», «нет», «не знаю». Посадить их за решетку, позволить высказаться, выждать паузу. Публиковать, не публиковать, подождать. Эти же вопросы задает себе зритель, вставая на место женщины-издателя, которой навсегда удалось изменить ход истории.

2018   кино   прокино

Колёса крутятся: что нужно знать про новый фильм Вуди Аллена

8 февраля в прокат вышла картина Вуди Аллена — новая работа 82-летнего кумира интеллектуального юмора.

«Кони-Айленд. 1950 год. Пляж. Белый настил. Вся прелесть в том, что день за днем прилив все прекраснее и прекраснее». С этих пророческих слов начинается «Колесо чудес». В фильме все в точности так — напряжение нарастает равномерно и неумолимо, как волны, набегающие на берег, или как раскручивающаяся карусель в парке аттракционов. Где главными посетителями стали Кейт Уинслет, Джеймс Белуши, Джастин Тимберлейк и Джуно Темпл. Все они впервые снялись у Вуди Аллена.

Про любовь, измену и кое-что еще

Джинни (Кейт Уинслетт) — немолодая официантка, мечтающая о своем актерском прошлом, несчастливая в браке и даже материнстве. Ее муж Хампти (Джеймс Белуши) работает в парке аттракционов, любит ходить на рыбалку и выпивать. Жизнь этой семьи похожа на размеренное покачивание на качелях, но все меняется с приездом дочери Хампти от первого брака Каролины (Джуно Темпл). Эта девица вышла замуж за гангстера и долгое время не разговаривала с отцом, но вынуждена обратиться к нему за помощью — она сдала своего мужа ФБР и теперь на нее объявлена охота. Каролина знакомится с привлекательным спасателем Микки, который лелеет надежду стать великим драматургом, но она еще не знает, что у него роман с Джинни.

Колеса крутятся

Колесо в «Колесе чудес» есть самое настоящее, даже два. Вот только крутятся они в разные стороны и с разной скоростью. Первое, настоящее, зритель видит в самом начале, речь идет о гигантском колесе обозрения в парке аттракционов. С каждым новым кадром этот атрибут становится для зрителя чем-то вроде часов, висящих на стене. Неважно, что происходит в небольшой квартире, где по словам Джинни раньше жила семья фриков, — любят ли люди друг друга, ненавидят ли, отважились пойти позагорать сегодня днем — это колесо, кажется, крутится всегда, и днем, и ночью. Второе — не такое очевидное и уж точно не заметное глазу — это механизм личной драмы каждого из четырех героев. В совокупности они образуют не любовный многоугольник, а абсолютно правильный круг, проблема которого только в том, что нет понимания, в какую сторону он сейчас покатится, а может быть и вовсе замрет на месте. Джинни достала ее работа и муж, Хампти то обретает блудную дочь, то снова теряет ее, а Микки никак не может сделать выбор.

Есть в этой картине и еще одна особенность, напоминающая заевшую мелодию на виниловой пластинке. Хампти ежедневно, с завидным упорством предлагает супруге сходить на рыбалку, а она отвечает одно и то же из раза в раз: «Я не люблю рыбалку!». Риччи, сын Джинни от первого брака, поджигает все, что попадется ему под руку, а мать регулярно жалуется на мигрень. К слову о Риччи. Он — пироман и на протяжении всей истории сжигает в костре все: от мусора до приемной психолога. Если б можно было поджечь прошлое своей матери, то он бы это непременно сделал, потому что не может простить ей расставание с его биологическим отцом и постоянно твердит: «Где мой отец?» А она либо отвечает невпопад, либо начинает истошно орать: «Я же уже говорила тебе!» Все потому что она изменила ему, а он узнал и не смог простить. Различия поколений тут налицо: Джинни живет прошлым и в отчаянии цепляется за воздушные замки, а тем временем ее сын подходит к решению проблем кардинально — сжигает все дотла и начинает с чистого листа, надеясь, что Хампти однажды навсегда исчезнет, а настоящий отец вернется.

Картинка складывается

За воссозданный на экране неоновый Нью-Йорк середины прошлого века отвечал итальянский оператор Витторио Стораро. Это второй совместный проект с Вуди Алленом. Первым был фильм «Светская жизнь» с ламповой картинкой и оттенками охры в каждом кадре. В «Колесе чудес» ставка снова сделана на свет, причем у каждого героя он свой — Джинни подсвечена желтым и оранжевым, Каролине досталась лазурь и синева, а Микки — бронзовый, но цвет не постоянен (как и сам герой) — он мечется между теплыми и холодными оттенками в зависимости от женщины, которая в данный момент находится рядом с ним.

Витторио Стораро работал со многими известными кинорежиссерами, в том числе с Фрэнсисом Копполой и Уорреном Битти, а также с Бернардо Бертолуччи. Для последнего он снял восемь фильмов — «Конформист», «Последнее танго в Париже», «Последний император» и другие. Стораро — обладатель трех статуэток «Оскар». Первую награду он получил за фильм «Апокалипсис сегодня», позже за работу в картине «Красные», а третья ему досталась за киноленту «Последний император», снятую в 1979.

Актёрский состав

В «Колесе чудес» поистине звёздный состав, но до этого фильма не все из четырёх действующих лиц были одинаково признаны. Джеймс Белуши, которого мы знаем, как мастера роли второго плана («К-9: Собачья работа», «Кудряшка Сью», сериал «Твин Пикс») признался, что готовился к этой роли около двух с половиной месяцев. И это как раз тот случай, когда такая длительная подготовка полностью оправдывает себя.

По словам Белуши, он — командный игрок, а задача второстепенного персонажа заключается в том, чтобы главные герои смотрелись хорошо на его фоне. В этом фильме актер сыграл так, что роль второго плана можно расценить за главную.

Больше 20 лет назад, в 1997 году, на экраны вышла картина, которая стала легендой, а вместе с этой историей прославилась и ее главная героиня. Да, речь идет о «Титанике». Для Кейт Уинслет этот фильм стал вторым по счету (первым был «Небесные создания», снятый в 1994 году) и принёс номинацию на премию «Оскар». Кейт в «Титанике» — это утонченная Роза, позирующая для картин и одетая в изысканные платья, Кейт в «Колесе чудес» — это неуравновешенная женщина, живущая с выпивающим мужчиной, и жалеющая о своем упущенном прошлом. Эта актриса поражает своей способностью прибавлять себе возраст в одном кадре и виртуозно молодеть на глазах в другом. И дело совсем не в толковых гримерах. До знакомства с Микки мы видим одну Джинни — усталую, нервозную, дерганную, но влюбленная женщина преображается до неузнаваемости — появляется легкость в шаге, новая прическа и взгляд на мужа. Если в «Колесе чудес» есть настоящее колесо, то почему в нем не может быть настоящего чуда в лице этой актрисы?

Словом, этот фильм действительно похож на карусель, а может быть, на целый парк развлечений, где веселье и адреналин можно купить за гроши, но никто не даст гарантии, что после карусели тебе не станет дурно. В конце концов, это ведь личный выбор каждого. Все они — Джинни, Микки, Каролина — могли отказаться от заманчивого предложения прокатиться с ветерком, но прошлого не вернуть. И именно эта мысль будет понятна каждому, кто посмотрит «Колесо чудес».

2018   кино   прокино

Про кино: французская лента «Молодая женщина»

До этого фильма я не знала ничего об актрисе Летиции Дош, что вполне закономерно. До этого фильма она играла в театре и я, к сожалению, не видела её моноспектакля. Зато посмотрев эту ленту, создаётся ощущение, что я не только хорошо знакома с главной героиней, но и знаю похожих на неё людей в своей некиношной жизни.

Пауле 31 (хоть она и скидывает себе пару лет, когда представляется незнакомке), она ни дня в своей жизни не работала, не знает, что такое ответственность и как разлюбить своего любовника-фотографа, который выставляет её за дверь. Она, напару с кошкой, пытается научиться жить — полюбить Париж, найти работу, общий язык с матерью и саму себя. Она — настоящая непосредственность, путаница и слабость, но во всей этой гремучей смеси есть и умение относиться к жизни легко. Паула из тех, кто проверяет готовность гоголь-моголя просто перевернув миску, и пародирует Эмми Вайнхаус закрутив на втулку от туалетной бумаги свои огненно-рыжие волосы.

Фильм — череда комичных кадров с трагичными, Париж без прекрас, чисто женский подход ко многим вещам и качественная операторская и режиссёрская работа.

Когда смотреть? Если хочется услышать историю от подруги, а выходить из дома для этого неохота.

P.S. Недавно я рассказывала о том, как сходила на утренний сеанс в кино, но не уточнила, что фильм был французский. Сегодня мы увидели ещё один и я захотела рассказать о нём и многих других. Малобюджетных, снятых в Европе фильмах. Если желание не пропадёт, буду делиться регулярно.

2018   кино   прокино