8 заметок с тегом

Словакия

Что ты знаешь о жизни в гетто?

Что ты знаешь о жизни в гетто? Этой фразой любят отшучиваться и применяют в любой ситуации.

Я в гетто никогда не была. До этой поездки. Ничего не предвещало такой экскурсии, просто наш путь проходил через несколько горных  деревушек. Откуда нам было знать, что одна из них — поселение беженцев непонятной национальности. Подъезжаем к ней и сразу как-то не по себе: дома-конструкторы собраны из всех мыслимых и не мыслимых материалов, дети ходят в одежде не по размеру, покорёженные машины, огромные собаки сидят по углам и все, кто видит нас — смотрят как-то нехорошо.

В первый раз через это поселение мы проезжали утром, на обратном пути уже в сумерках. Страшнее в два раза. Едем мимо этих покосившихся хибар, а оттуда выбегают дети, похожие на беспризорников. Рядом с ними появляется мать, беременная. Цвет кожи у всех земляной, а волосы похожи на проволоку. Одежда вразнобой, говорят на какой-то смеси языков.

Мне они напомнили цыган. Хозяин апартов сказал, что они беженцы и ведут себя мирно. Откуда взялись все эти люди — непонятно. Скорее всего и исчезнут они оттуда когда-нибудь также бесследно, как и появились. Лично нам из этой деревушки хотелось устраниться максимально быстро. Велосипеды нам в помощь.

Dobrý deň

Вот знать не знала, что в горах принято здороваться со всеми! Идём мы значит в гору, навстречу несутся лыжники на безумной скорости, притормаживают, улыбаются и говорят со словацким акцентом: «Добрый!»

А я смущаюсь и говорю Егору: «Почему он со мной здоровается?»

Он ответил, что в горах так принято. Традиция такая. Горы — это же всегда опасность и риск, поэтому доброжелательность и готовность помочь тут особенно важны. Вот все настоящие фанатики и улыбаются, и здороваются, и руку помощи всегда готовы протянуть.

Потом мы встретили еще многих здоровающихся с нами: лыжников, туристов, местных. Примерно после третьего приветствия я наконец привыкла и тоже стала всем приветы раздавать.

Во-первых, мне совсем не жалко. А, во-вторых, ощущение такое будто тебя посвятили в страшную тайну для избранных и ты теперь обладаешь знанием, которое даёт силу. Всем влюблённым в горы: «Добрый день!»

Лирика

В Словакии кристально чистое небо. Хоть покупай телескоп на последние и следи за звездами по правилам и всяким хитровыдуманным графикам. А в нашем доме к тому же окна были в потолке. Видны оранжевые крыши, уже знакомая тебе церковь, горы, и, конечно же, небо. В который раз пожалела, что практически ничего не знаю о созвездиях, но своё найти умудрилась дважды.

Любила открывать окна утром. К нам врывался свежий воздух, дым печей, словацкие звонкие голоса и пение птиц. Пели что-то совершенно весеннее. Зима уже не пугала ничем. Даже склоны для лыжников, которые были видны из нашего окна, не веяли холодом совсем. Оставила свои зимние ботинки там. В Москву вернулась в кроссовках и с протестом в глазах. До сих пор взгляд не изменился. Надеюсь, что таким и останется.

Бом-бом!

Жили в деревушке, напротив церковь, а внизу большой продуктовый. Открывается в 6:00. Примерно в одно время с первым звоном колоколов. Хозяин апартаментов предупредил, что звон может беспокоить, но с этим он ничего поделать не может. Мы махнули рукой и сказали, что это пустяки. После первой ночи своё мнение нам пришлось поменять.

От утреннего шока я даже решила посчитать количество «бом-бом», сбилась на 50 разе. Так повторялось изо дня в день. Колокола звонили, как по графику. А вечером, возвращаясь из Словацкого рая, мы увидели как чуть ли не вся деревня выходит из церкви и разбредается по домам. Понимаешь? Вся. От малышей, до стариков. Как-то утром Егор посчитал количество утренних звонов — 150 двойных «бом-бом» влетали в нашу открытую форточку без тени стеснения и залезали прямиком в наши уши.

Не знаю, буду ли я скучать по этим воспоминаниям, но такого с нами ещё не случалось.
2017   путешествие   Словакия

Национальный парк «Словацкий рай»

Местные сказали, что до Словацкого рая рукой подать, километров 5-7, не больше. Мы поверили и проверять не стали. Туда доехали бодро и с остановками на знакомство с фермами, лошадьми и видами на горы. В гору забрались на пару с мелким моросящим дождём. Надышались чистого воздуха, насмотрелись на Высокие Татры вдалеке, наговорились вдоволь.

Обратный путь взбунтовался отвалившейся педалью на велосипеде у Егора стоило нам только спуститься с горы. Он чего-то там подкрутил и сказал, что должны доехать, но педаль думала по-другому. Она отвалилась дважды за следующие 500 метров пути. Пошли стучаться в машину по-соседству и спрашивать ключ, чтобы зафиксировать педаль. Нас направили в местный автосервис. Там и правда помогли. Спросили откуда приехали и удивились, что мы на великах преодолели такой путь.

Мужчина вскинул бровь и говорит: «Вам отсюда же километров 20!»
А мы ему: «Да нет, вы что, тут же близко. Километров 5-7 всего». Он пожал плечами, пожелал хорошего пути и мы поехали. Дома выяснилось, что он был прав. Померили расстояния и выяснились внушительные для меня цифры — 30 км на велосипеде и около 7 км в горах. Возвращались под чутким наблюдением, низко висящего звёздного неба, и пустынных дорог.

Усталость после такого путешествия навалилась дикая, а голова от кислорода немного ошалела, но все эти расстояния в итоге только придают сил, а не отнимают их. Спроси у любого путешественника, он подтвердит.

Утром выяснилось, что местные за нас беспокоились и на следующий день сказали, что словак в плохую погоду в горы не идёт, а вот чех запросто. Ну и русские ещё — добавили мы, а они поддакнули.

О Словакии

Пришло время рассказать о нашей поездке в Словакию. Другую. Не столично-разрушенную, а удалённую от центра, горную страну.

Впервые горы. Словацкие Высокие Татры.

До Высоких Татр мой личный бортовой журнал горных восхождений-покорений был пуст, чист и нов, как зачетка первокурссника. Теперь могу похвастаться своей первой самостоятельной высотой в 1545 метров над уровнем моря. Это, конечно, не 5000, но и забывать не стоит, что Москва, например, стоит всего на 150 метрах. А тут полторы и мои личные.

Свершилось покорение в путешествии к горным озерам. Озеро Попрадске плесо расположено на высоте в 1494 метра, от станции мы шли полтора часа в горы, конечная точка стоила тысячи таких путей. Лесной массив расступается и перед тобой, окруженное горами со всех сторон, озеро, а по бокам только два деревянных ресторана и больше никакой цивилизации на ближайшие 4 км. Обедали на деревянной террасе с видом на полукруг из гор. Еда автоматически вкуснее в тысячу раз, а солнце греет сильнее. Сидели и наблюдали как альпинисты взбираются по тропе вверх к перевалу. Знаем, что за ним путь к еще одному, самому большому озеру Татр — Велицкому, но без снаряжения к нему никак не подобраться.

Обратный путь от Попрадске плесо выбрали экстремальный. Официально тропа, по которой мы шли, закрыта в зимний сезон и стоят шлагбаумы, но на пути к озеру мы видели, как на нее смело сворачивали команды лыжников из Словакии, поэтому решили, что нас шлагбаумами не  испугать. По GPS, конечно, проверили, действительно тропа есть. Приведет прямиком в Штребске плесо, крупный горнолыжный курорт. Ну мы и пошли. Поначалу тропа была широкой и катилась вниз, а потом как-то резко сузилась и начались адские перевалы. Ах да, забыла сказать, что вся тропа идет по краю гор и внизу ущелье, а идешь ты прям около обрыва практически 4 км. вперед. Временами было страшно до жути. Я фотографировала и приговаривала: «Видела бы моя мама, где ее дочь...» Иногда дорожка была практически непроходима, приходилось лавировать и изощряться. Натерпелась, в общем. Но всё мелочи и пустое, когда ты посреди гор и нет ничего кроме этого момента. Только пятнистый лесной массив, твои уверенно шагающие ноги в ботинках и фотоаппарат на шее. По этой тропе как раз и добрались до отметки в 1545 м. Красивое число в красивом месте. Идеально.

Братислава

Столица Словакии похожа на базарную тётку, которая знает все языки мира и может говорить с тобой на любом, а еще всегда поймёт тебя, какой бы ты национальности ни был. Её прилавок всегда чист, а вот под ним, там куда взгляд покупателя никогда не забредёт, там творится хаос и полнейший беспорядок. Братислава как раз такая.

Старый город причёсан, как озорной мальчишка, который так и норовит ввязаться в какие-то приключения за секунду до выхода на сцену. В итоге рубашка помялась, на щеке пятно, а колено разодрал. Вот идешь ты по старому городу, а посередине плитка провалилась куда-то в преисподнюю и закрыли весь этот беспредел листами металлическими, но не так чтобы прям наглухо закрыли, а всё в очень шатком состоянии оставили и каждый перескакивает препятствие как может. Или вот еще, сидим мы на лавочке, а тут приходит бригада коммунальщиков и у нас под носом начинает мусор вытряхивать. На нас летит пепел и прочие неприятности, а те смеются и болтают как ни в чём не бывало. Этот город может стать причиной затяжной депрессии, об этом даже сами словаки предупреждают, когда дают название для своих кофеен:

Плитка кособокая, асфальта кусками не хватает, как шерсти на теле дворового пса. Трамваи с ног до головы в рекламных плёнках, а про прокат велосипедов как в Австрии можно забыть, тут толком и дорожек-то нет для них. Всё как будто бы с оттенком советского, привкусом России и запахом прошлого. Женщины в блестящих кроссовках и с разноцветными резинками в волосах, мужчины — точно российские. Говор звонкий, местами копия русский, местами совсем не понятен. Противоречиво всё и совсем неинтересно. От Братиславы поймали ощущение, что всё это мы уже видели. В каком-то плохом кино, нашем российском городе или слышали в рассказах родителей. Знаем и можем предугадать все события с точностью до 99%. Только не хочется совсем.

В этом городе можно находиться только в состоянии зажмуренных глаз или полнейшего неадеквата. Иначе никак. Такая вот Братислава.